|
По вопросу несовпадения юридического адреса и фактического места нахождения. Отмечаем, что под "местом нахождения юридического лица" понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации на момент ее государственной регистрации, а если он отсутствует - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени общества без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ обособленным подразделением организации для целей налогообложения признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (создаваемые на срок более одного месяца). Российские организации - налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ).
Если фактический адрес деятельности налогоплательщика отличается от юридического - об этом следует сообщить в налоговую инспекцию, на учете в которой находится организация и ее структурное подразделение (п. 4 ст. 84 НК РФ). Если юридический адрес не совпадает с действительным, налоговые органы вправе оштрафовать за отсутствие данных или за неверные сведения (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).
Ситуация также может трактоваться как представление заведомо ложной информации (п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ). В случае, если налоговые органы это докажут, то может быть наложен административный штраф на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей или дисквалификация на срок до трех лет.
Важно отметить, что у покупателей Ваших товаров (работ, услуг) также могут возникнуть серьезные разногласия с налоговыми органами, результатом которых будет являться отказ в предоставлении налоговых вычетов по НДС (реже - в признании расходов для целей налогообложения). В соответствии с пунктом 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть обозначены адреса покупателя и продавца. При этом налоговое законодательство не раскрывает, какой адрес должен быть отражен в счете-фактуре - юридический или фактический. Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914, указывают на необходимость отражения в счете-фактуре юридического адреса (место нахождения продавца или покупателя в соответствии с учредительными документами).
Сведения о месте нахождения организации содержатся в учредительных документах, изменение которого возможно только путем внесения изменений в учредительные документы и их государственной регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 52 ГК РФ. Поэтому необходимо внести в устав соответствующие изменения, касающиеся адреса организации.
По вопросу ошибочного перечисления НДФЛ отмечаем следующее. Согласно пункту 7 статьи 226 НК РФ организация, имеющая обособленные подразделения, обязана уплачивать НДФЛ, как по месту нахождения головной организации, так и по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений, а также по иным основаниям, например, по договорам подряда, аренды (письма Минфина России от 18.06.2010 № 03-04-06/3-124, от 29.03.2010 № 03-04-06/53).
Как указывают чиновники финансового ведомства, суммы налога должны быть перечислены в бюджет по месту учета соответствующего обособленного подразделения независимо от того, имеет ли оно отдельный баланс (письмо Минфина России от 29.03.2010 № 03-04-06/55).
В отсутствие отдельного баланса у обособленного подразделения эту обязанность должна исполнять головная организация (то есть уплатить налог в бюджет того региона, где находится данное подразделение). При этом, она обязана оформлять отдельные платежные поручения по каждому обособленному подразделению с указанием присвоенного ему при постановке на налоговый учет КПП и соответствующего кода ОКАТО муниципального образования, в бюджет которого перечисляется НДФЛ (письма Минфина России от 03.07.2009 № 03-04-06-01/153, УФНС России по г. Москве от 01.07.2010 № 20-15/3/068888).
Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет и осуществляющие выплаты в пользу физических лиц, могут самостоятельно исполнять обязанности по исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ (письмо ФНС России от 17.04.2009 № 3-5-04/460@).
Однако относительно того, кто должен уплачивать налог - головная организация или филиал, - у контролирующих органов нет единого мнения.
Так, в отдельных разъяснениях чиновники указывают, что обособленное подразделение, у которого есть отдельный баланс и расчетный счет, уплачивает НДФЛ самостоятельно (письма Минфина России от 29.03.2010 № 03-04-06/54, ФНС России от 17.04.2009 № 3-5-04/460@). При этом также необходимо, чтобы у руководителя такого обособленного подразделения была доверенность, наделяющая его полномочиями представлять интересы юридического лица в налоговых органах (письма Минфина России от 16.07.2008 № 03-04-06-01/210, от 16.01.2007 № 03-04-06-01/4, от 16.01.2007 № 03-04-06-01/2).
Однако есть и иное мнение: независимо от наличия у обособленного подразделения отдельного баланса и расчетного счета уплачивать НДФЛ должна головная организация по месту нахождения обособленного подразделения (письмо УФНС России по г. Москве от 20.05.2010 № 20-15/3/052927@).
Если вы уплачиваете НДФЛ по месту нахождения обособленного подразделения, сумму налога нужно определять исходя из доходов физических лиц, которые работают в подразделении или получают от него доходы по иным основаниям, например, по договорам подряда, аренды, авторским договорам. Это следует из абзаца 3 пункта 7 статьи 226 НК РФ. При этом нужно принимать во внимание фактическое место работы сотрудника. Сумму НДФЛ, которая подлежит перечислению по местонахождению подразделения, следует определять исходя из доходов тех сотрудников компании, которые работают в этой структурной единице или сотрудничают с ней на основании контрактов ГПХ.
Если налогоплательщик, имеющий обособленные подразделения, уплачивал НДФЛ с доходов работников данных подразделений по месту нахождения головной организации - это происходило в нарушение положений пункта 7 статьи 226 НК РФ.
Нарушение порядка уплаты НДФЛ, а именно, перечисление налога по месту нахождения организации, в то время как он причитается бюджету по месту "прописки" подразделения, налоговики, как правило, расценивают в качестве повода для начисления пени и взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению согласно статьи 123 НК РФ.
В письме Минфина России от 07.02.2011 № 03-02-07/1-39 содержится следующее разъяснение.
Перечисление НДФЛ, исчисленного и удержанного с работников обособленного подразделения по месту учета головной организации, не приводит к несвоевременному и неполному поступлению в бюджет сумм налога, поскольку исполнение обязанности по уплате налога не зависит от правильности указания кода ОКАТО в платежных документах (п. 4 ст. 45 НК РФ).
В соответствии со статьей 13 НК РФ НДФЛ является федеральным налогом и является обязательным к уплате на всей территории Российской Федерации. При правильном указании счета Федерального казначейства сумма налога в любом случае поступает в бюджетную систему (постановление ФАС ЗСО от 23.06.2010 по делу № А27-14315/2009), хотя и нарушается порядок перечисления НДФЛ (постановление Президиума ВАС РФ от 23.08.2005 № 645/05).
Поэтому требование налогового органа об уплате НДФЛ в бюджеты по месту нахождения обособленных подразделений является неправомерным, так как отсутствуют основания для предложения налоговому агенту уплатить сумму налога за счет собственных средств.
При обнаружении налогоплательщиком (налоговым агентом) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления последнего в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик (налоговый агент) вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.
По предложению налогового органа или налогоплательщика (налогового агента) может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком (налоговым агентом) налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком (налоговым агентом) и уполномоченным должностным лицом налогового органа.
В случае, предусмотренном указанным пунктом, на основании заявления налогоплательщика (налогового агента) и акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком (налоговым агентом) налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
На основании подпункта 1 пункта 3 и пункта 8 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком (налоговым агентом) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (налогового агента) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц осуществляется в порядке, установленном разделом VII НК РФ. Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд, если иное не предусмотрено Кодексом (ст. ст. 137 и 138 НК РФ).
Кто может провести проверку.
Из анализа пункта 2 статьи 89 НК РФ следует, решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения. В соответствии с пунктом 7 статьи 89 НК РФ при самостоятельной выездной проверке филиалов и представительств проверяются региональные и (или) местные налоги.
Ответ на вопрос подписчика ИТС
Акция «Лето подарков» для подписчиков
|